Монолитные бетонные бордюры своими руками
Литой бордюр — своего рода мини-трасса. В изготовлении он несколько проще. Готовить форму не надо, вместо этого на месте строительства ограждения выкапываем ровную траншею. Шириной чуть больше ширины предполагаемой изгороди, глубиной — 1/3 от общей высоты будущего бордюрчика. Дно делаем ровным, его можно выстелить щебнем, камнем или просыпать песком. По обеим сторонам траншеи ставим опалубку.
Для опалубки можно использовать листы фанеры, металла, волновой шифер, профнастил. Листы профнастила и волнового шифера в данном случае даже предпочтительней. Бетонная смесь , заполняя такое ограждение, примет волновую форму, в результате — будет гармоничнее вписываться в экстерьер. Используя гибкий материал — тонкий стальной лист или профнастил, будущей изгороди можно придать плавные формы.
С наружной стороны стенки подпирают, вбивая в землю стальные штыри. К изготовлению опалубки стоит подойти серьезно. Жидкий бетон в два раза тяжелее грунта, если ограждение отпадет или треснет, то заливаемая смесь вытечет наружу, и всю работу придется делать заново. Состав смеси для заливки остается прежним. Применяя такой способ, мы все также заливаем форму, но в данном случае как бы сбоку. Из-за этого высота отливки получается больше и равна высоте бордюрного камня. Для предотвращения образования пустот бетон необходимо уплотнить.
В строительстве для этого используют специальные вибраторы. При ручной заливке подойдет тонкая труба или штырь. Вначале погружаем его в раствор частыми толчковыми движениями с малой амплитудой, а затем быстро качаем его из стороны в сторону. После медленно достаем штырь, также придавая ему вертикальную и горизонтальную вибрацию. Повторяем операцию, продвигаясь от одного края заливки к другому
Важно проштыковать весь объем бетона. Таким образом, мы добиваемся уплотнения щебня, а вода с воздухом при этом поднимаются наверх
То есть изготовление бордюра своими руками, в данном случае, имитирует технологический процесс на фабрике.
Аналогично первому случаю изготовления монолитное изделие надо закрыть от прямого попадания солнечного света и каждый день смачивать водой. Снимать опалубку можно только после полного застывания бетона, через 5-7 дней. Задекорировать такое ограждение сбоку, скорее всего, не удастся, если только это не будут плоские и большие камни, наподобие дикаря. Зато при этом удобно украшать верхнюю часть будущей изгороди все теми же ракушками, кусочками плитки или чем-то еще.
Изготовление бордюров своими руками — это только начало. При желании из бетона можно отлить красивый полноценный забор, столбы для него, да и все, что угодно. Надеемся, что, начав с небольшой изгороди, вы, в итоге, дойдете до создания бетонного каркаса для бассейна.
Установка бордюр
Установка поребрика начинается со снятия верхнего слоя грунта на глубину, не меньшую половины его высоты, и ширину, минимум в 1,5 раза превышающую толщину изготовленного изделия. Участок размечается и фиксируется колышками и натянутым между ними шнуром. Шнур натягивается по внешнему краю и на уровне высоты установки бордюрного камня. Уровень верхней плоскости бордюра должен превышать на 3-5 см плоскость дорожного покрытия или земли (если дорожка отделяется от клумбы).
На дно траншеи засыпается слой щебня и песка толщиной 5-8 см и тщательно трамбуется. После этого замешивается раствор из цемента и песка в соотношении 1:4. Бордюры устанавливаются на раствор и трамбуются резиновым молотком. При этом контролируется их горизонталь по натянутому шнуру и строительному уровню.
Когда будет полностью установлен весь ряд бордюрных элементов, по обеим сторонам конструкции засыпается песок и для уплотнения проливается водой.
Производство бордюр и поребриков
Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:
- Вибролитье.
- Вибропрессование.
Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.
Для чего нужен и какую роль играет бордюр?
Бордюр играет несколько важных функций. В отделочных работах он призван один вид отделки под средством своей красоты и оригинальности, плавно перевести в другой. Является в некотором роде декоративным элементом, по типу плинтусов, молдинга* и т.д.
А вот в случае с дорогами, перевод слова прям раскрывает всю его сущность. Вы наверное и не знали что верхний слой почвы подвижен? Так вот. При помощи бордюра минимизируют движение верхнего слоя земли и в добавок ко всему, он отлично удерживает дорожное полотно в одном положении. Если бы по краям дороги из асфальта или из брусчатки, тротуарной плитки* не лежал какой не будь паребрик, попросту бордюр, все бы наши дороги за один год, превратились бы в ямы и ухабы. А так это чуть медленнее происходит.
Высота бордюра по ГОСТу
«Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»
Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.
«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»
Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов ГОСТ 6665-91
Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов ГОСТ 6665-91
А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях
Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
- емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
- шуфель;
- оцинкованное 12-ти литровое ведро;
- мастерок;
- глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
- шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
- гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
- песок;
- цемент марки М400-М500;
- ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
- вода;
- саморезы;
- пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
- Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
- Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
- Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
- Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
- Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
- Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
- Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
- Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Вас также могут заинтересовать:
23.05.2021
Какие бывают марки асфальта и что они означают
Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…
Читать далее
28.02.2021
Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности
Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…
Читать далее
24.03.2020
Минимальная толщина укладки асфальта
Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…
Читать далее
18.04.2021
Какая температура асфальта при укладке?
Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…
Читать далее
21.03.2021
Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров
Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…
Читать далее
15.02.2021
Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива
Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…
Читать далее
20.02.2021
Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?
Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…
Читать далее
28.02.2021
Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен
Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…
Читать далее
24.03.2020
Можно ли укладывать асфальт в дождь?
Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…
Читать далее
Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
Существует три вида строительных материалов этого типа:
- Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
- Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
- Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.
Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.
Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.
Технические характеристики садового бордюра:
- Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
- Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
- Средняя масса, кг: 40.
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
- Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
- Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
- Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
- Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.
Формовой бордюр собственного изготовления
Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.
форма для бордюра
Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:
- Стоимость формы: 580 рублей.
- Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
- Материал заливки: бетон М300;
- Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
- Объем готового изделия: 0,016 м3.
- Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
- Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.
Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.
Бордюр заливаемый в опалубку
Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.
Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.
Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.
Сооружение конструкции
Можно приобрести форму в строительном магазине. Но порой возникают сложности с извлечением бетонной секции из подобных конструкций, поэтому чаще изготавливают формы самостоятельно, в особенности, если необходимо создать оригинальную форму. Для изготовления формы нужно подготовить такие материалы:
- бруски, имеющие большую длину;
- металлические листы или толстую фанеру;
- шурупы;
- отвертку.
Сначала важно проверить ровность поверхности у листов из железа или фанеры. От небольших шероховатостей можно избавиться путем оборачивания листа пленкой из полиэтилена
Таким же образом исправляются и погрешности на поверхности брусков.
Бруски следует прикрепить при помощи шурупов к листам для образования опалубки. Можно делать разные формы и размеры секций, основным условием является то, что каждая из них не должна иметь длину более пары метров. Ширина же должна быть намного меньше. Благодаря этому удастся произвести извлечение подготовленных элементов из опалубки, не повредив их.
Подготовленную форму необходимо разместить на горизонтальном участке, смазать ее солидолом, допустимо применение машинного масла. Внутренняя часть заполняется арматурным каркасом, габариты которого должны оказаться несколько меньшими, чем формы. Далее можно переходить к аккуратной заливке бетона. Продолжать следует до тех пор, пока состав полностью не покроет каркас, при этом форма будет заполнена наполовину. Верхнюю часть раствора нужно выровнять, для этого потребуется мастерок.
Внимание! Если бордюр из бетона будет иметь украшения в виде ракушек, камушек или мозаики, то такие элементы необходимо уложить в форму до того, как начинать заливку раствора. Заполненную форму рекомендуется переместить в место, куда не проникают солнечные лучи и оставить на 3-4 суток
После застывания бетона секции можно извлечь из форм и досушить в таких же условиях еще в течение недели. Только после этого можно переходить к установке бордюра.
Особенности применения разных видов изделий
Он используется на протяжении столетий в различных областях:
- в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
- при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.
Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.
Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками
Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:
- дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
- магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
- тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
- садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
- газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.
Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень
↑ Отличительные характеристики бордюра
Бордюры из бетона – это и эстетичные, и функциональные ограждения для сада. Их отличие от дорожного поребрика вменьшей высоте и наличии скошенной фасадной стороны.Ширина этих бордюров составляет 8 см, длина – от 50 см до 1 метра.
Преимущество бордюров – широкая область применения. Бетонные бордюры устанавливают на автопарковках, в жилых кварталах, применяют в коттеджном и дачном строительстве.
Бордюры хорошо подчёркивают акценты ландшафта, клумбы, тропинки, отдельно стоящие деревья и кустарники.
Бордюрный камень отличается такими достоинствами:
- выполняет роль разграничителя зон участка;
- отличается различными вариантами форм и дизайна;
- обладает прочностью;
- морозоустойчив, имеет высокую стойкость к перепадам температуры;
- применим для садово-паркового и городского благоустройства;
- различается цветовой палитрой и типом составляющих элементов;
- экологичный и долговечный;
- простой в уходе;
- декоративный, устойчив к механическим нагрузкам;
- предусматривает при необходимости замену элементов.
Из недостатков – большой вес бордюра, что усложняет его установку и демонтаж. Ввиду такого веса изделие сложно сдвинуть с места или перенести, если понадобится изменить размеры и форму клумбы, например. Поэтому перед монтажом надо планировать тип конструкции и точное размещение.
Бордюр дорожный
Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.
Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.
Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.
Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.
Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.
В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании , с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.
Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:
4.2.4. Направляющие островки.
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.
Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
Въездные — БВ;
БК — криволинейные;
Камень-аппарель.
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Бетонные бордюры для садовых дорожек
Для обрамления забетонированных или насыпных дорожек, тропинок из брусчатки или тротуарной плитки идеальным вариантом являются бетонные бордюры. Среди основных преимуществ бордюров из бетона можно отметить:
- высокую износостойкость и долговечность – срок службы до 50 лет;
- устойчивость к погодным факторам и морозостойкость;
- нетребовательность к обслуживанию и уходу;
- возможность изготовить бетонные бордюры своими руками;
- ровные формы и аккуратный внешний вид;
- несложная установка;
- доступная стоимость.
Формы для бетонных бордюров
Приобрести бордюрные блоки из бетона можно в готовом виде, а можно отлить их своими руками, используя для этого специальные формы.
Пример классического бетонного бордюра для садовой дорожки
Формы для бордюров подразделяются в зависимости от материала, и могут быть пластиковыми, стальными или деревянными. Самыми востребованными являются матрицы из поливинилхлорида и полиэтилена. С их помощью можно отлить изделия с четким рисунком. Они неприхотливы и просты в использовании и выдерживают сотни циклов заливки.
Формы для бетонных ограждений также можно изготовить своими руками из подручных материалов:
- Деревянные формы. Для изготовления подойдут доски, плотная фанера или бруски. Главное условие гладкая отшлифованная внутренняя поверхность самодельной опалубки. Короб скрепляется саморезами, уголками или гвоздями;
- Формы из швеллера. Швеллер П-образной конструкции — это практически готовая форма для бордюра, нужно только закрыть его торцы. Для этого по краям делаются разрезы, в которые вставляются стальные пластинки и можно приступать к заливке бетона.
Готовая отлитая из бетона секция бетонного бордюра
Сырье для изготовления бетонных бордюров
Сырье для бетона должно быть высокого качества:
- цемент марки М-500;
- щебень фракцией 5-10 мм;
- песок;
- диспергатор – минеральная добавка придающая пластичность бетону и прочность готовому изделию;
- красители для изготовления цветного декоративного бордюра.
Процесс изготовления бетонного бордюра
Подготовка форм. Формы смазываются машинным маслом, чтобы уменьшит риск прилипания изделия и его повреждений. Совет: В форму можно положить камни, ракушки и прочие элементы декора.
Приготовление цементного состава. В бетономешалку засыпается одна часть цемента к двум частям смешанного в пропорции 1:1 песка и щебня.
Чертеж с размерами бетонных секций бордюра
Диспергатор готовится раствором – на 10 л воды 4 кг сухого вещества. На 50 кг цемента добавляется 700 г раствора. Добавляется вода, после перемешивания раствор должен быть консистенции густой сметаны.
Заливка в формы. Цементный состав заливается в форму наполовину и укладывается арматурный каркас, скрепленный проволокой или сваркой. Раствор заливается до краев формы. Поверхность выравнивается, и устанавливают на вибростол. Отсутствие вибростола можно заменить простукиваниями молотком по корпусу формы
Важно! Вибрация позволяет убрать пустоты и вкрапления воздуха в бетоне, в итоге изделие получится прочным и монолитным.
Распалубка. После того как бетон высохнет в течение 1-2 суток изделие аккуратно извлекается из формы
Готовый бордюр выдерживают в течение 3 недель, чтобы он набрал прочность.
Монтаж бетонных бордюров
Бордюры для садовых дорожек из бетона можно обустроить двумя способами.
Во втором бордюр делается с помощью опалубки установленной непосредственно на участке.
Первый способ
Бордюрные плиты из бетона имеют значительный вес, поэтому к их монтажу следует подойти основательно:
- Размечается участок, вбиваются колышки, и протягивается бечевка.
- Выкапывается траншея глубиной около 20 см.
- На дно засыпается щебень и трамбуется. Следом укладывается слой песка, его проливают водой и снова хорошо уплотняют.
- В подготовленную траншею заливается цементный раствор.
- Можно приступать к установке бордюров. Бетонные фрагменты погружаются в цемент, резиновым молотком секции подгоняются и выравниваются.
- После проверки правильности установки бордюра, остатки цемента выливаются в стыки. Когда бетон застынет, траншея засыпается землей, почва вокруг тщательно утрамбовывается.
Камень бордюрный бортовой дорожный цена
Наименование изделия | Габаритные размеры | Норма загрузки а/м 20 т, шт. | Цена с НДС и руб. |
Длина, см | Ширина, см | Высота, см | |
Камень бортовой дорожный БР 100.30.15 | старая 265,00 новая 235,00 | ||
Дорожный бортовой камень БР 100.45.18 | старая 650,00 новая 580,00 | ||
Камень бортовой дорожный БР 100.30.18 | Бордюрный камень — изделие, отделяющее пешеходную, велосипедную или проезжую часть дороги от газона и прочих элементов ландшафта. Его функции — разделяющая, завершающая оформление ландшафта, эстетическая. С качественным бордюрным камнем кромка долго остается аккуратной и красивой.
Асфальт, тротуарная плитка (читайте о видах тротуарной плитки ), газон, не оформленные с помощью каменного бордюра, постепенно осыпаются, расползаются в стороны, их контуры теряют четкость. Требования, которые предъявляются к элементам бордюра:
Лучший материал для изготовления бордюрного камня — бетон, в состав которого входят цемент, песок, дробленый камень. Согласно назначению, основными видами являются:
Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе. Он может иметь как прямую, так и изогнутую, дугообразно форму для оформления криволинейных участков дороги, островков безопасности. Маркировка:
|